Комфортное и качественное жилье – то, что нам всем жизненно необходимо. Но что делать, если уже в первый год проживания мы обнаруживаем строительные недостатки – последствия недобросовестной работы застройщика? Кривые стены, пол и потолок, трещины, краны и батареи текут, двери и окна не открываются — вот лишь малая часть проблем, от которых страдают покупатели новостроек.
О проблемах некачественных новостроек и о том, как потребитель может решить их в свою пользу, «Сезону» рассказала Юлия Титова – председатель правления общественной организации «Общество по защите прав потребителей».
- Почему новостройки в последнее время такого низкого качества?
- Ни для кого не секрет, что застройщик всеми силами стремится получить максимальную прибыль, для чего снижет себестоимость объекта. Это приводит к ускорению самого процесса стройки, к использованию некачественных материалов. Отсюда – строительные недостатки, ошибки, нарушения требований законодательства и нормативов. Они отмечаются в каждом заключении эксперта, которое составляется в связи с обращением покупателей к нам, в Общество по защите прав потребителей. Я считаю, что корень проблемы в недостаточной административной и уголовной ответственности за недобросовестное строительство, ведь наказание ограничивается мизерными штрафами в размере до 50-ти тысяч рублей!
Кроме того, те, кто приобретают квартиры на этапе строительства, покупают не жилье, а квадратные метры. Покупателя интересует, прежде всего, хватит ли ему денег. Но не метраж и планировка определяют «качество строительства». - И что, теперь каждому покупателю стать экспертом? А что государство, которое должно контролировать качество?
- При сдаче дома государственная проверка здания, конечно, проводится. Но госкомиссия не в состоянии проверить каждую квартиру. Качество появится только тогда, когда оценивать квартиру будут профессионалы. В новую квартиру надо не кошку пускать, а эксперта. Ведь мало кто знает, что неровность пола может быть только 2 мм, а у нас он волнами. То же самое со стенами. Но, самое удивительное, что таких вещей иногда не знают даже сами строители. В Череповце застройщиков, которые строят хорошее жилье, очень мало. Тем не менее, судебных споров много, и практически все они заканчиваются в пользу потребителя.
- Что в таком случае Вы посоветуете делать на этапе выбора застройщика?
- Прежде всего, проверить документы застройщика на строительство: права на земельный участок, разрешение на строительство, проектную декларацию, которую застройщик обязан разместить на своем сайте. Её изучите особенно тщательно, именно там отображается и конструктив дома, и этажность, и материалы, которые застройщик использует при строительстве (кирпич, утеплитель т.д.). А если квартира с отделкой, то смотреть следует договор долевого участия и приложение к нему – они должны содержать перечень работ и материалов, которые входят в стоимость отделки. Лучше выбирать объект (многоквартирный дом), аккредитованный Сбербанком или ВТБ 24 (неликвидные проекты эти банки аккредитовывать не будут). Также следует внимательно следить за соблюдением графика строительства.
- Хорошо. Договор заключен, деньги заплачены, причём не малые, еще ипотека, квартиру приняли, заехали. Вскоре обнаруживаются строительные недостатки. Что делать?
- Прежде всего, в соответствии с законодательством о долевом строительстве и защите прав потребителей, гарантийный срок на качество квартиры составляет 5 лет, а на технологическое и инженерное оборудование – 3 года. Если недостатки обнаружены в течение этих сроков, то собственник квартиры вправе обратиться к застройщику и попросить устранить недостатки или потребовать компенсацию на их устранение. Причем, собственник не обязан доказывать причину возникновения этих недостатков. Как правило, застройщик идет навстречу и устраняет мелкие недочеты. Если застройщик отказывается, тогда следует обращаться в суд. Суд взыщет в пользу собственника квартиры и компенсацию на устранение недостатков, и неустойку, и штраф и моральный вред.
- То есть проблемы, связанные с некачественным новым жильем, вполне решаемы?
- Да! И на самом деле все не так безнадежно, как многим кажется! Поэтому очень удивляет терпение жильцов, которые не всегда готовы отстаивать свои права до конца. Да, придется оплатить экспертизу, собрать все бумаги. Зато пострадавшие потребители выигрывают в судах и по 100, и по 300 тысяч рублей, а недобросовестных застройщиков можно обязать переделать свой брак. При этом Общество по защите прав потребителей представляет интересы потребителей в суде абсолютно бесплатно.
- Почему вы начали активно заниматься этой проблемой?
- К этому привело большое количество жалоб по поводу некачественного нового жилья. Покупатели приходят к нам не только с простыми, но и со сложными проблемами: низкая температура в квартирах, отсутствие давления в системе подачи воды (часто в связи с незаконной перепланировкой санузлов), качество строительно-монтажных работ не соответствует нормативам, трещины на стенах, нарушения работы систем вентиляции и т.д. «Стены мокнут, обои отваливаются, все покрывается плесенью. Под подоконниками ветер гуляет. Как можно так строить?» – часто спрашивают нас потребители. Это действительно пугающая тенденция, ведь, если вы купили некачественные продукты питания, это можно пережить: убыток небольшой. А здесь люди кредиты берут, залезают в огромные долги.
- Как Вы считаете, вопрос некачественных новостроек останется открытым в ближайшее время?
- Да. Из-за кризиса застройщики сильно экономят, оптимизируют расходы и значительно удешевляют себестоимость. И это будет продолжаться. Но не стоит отчаиваться. В такой ситуации просто надо быть предусмотрительными. При выборе застройщика хорошо всё обдумайте, изучите документы, обратитесь к специалистам перед приемкой квартиры. Ну, а если в новой квартире все-таки возникают проблемы, не унывайте! Помните, что есть несколько вариантов разрешения ситуации, и все они в пользу потребителя. Нужно защищать свои права, иначе этот беспредел не остановить!
Источник журнал «СЕЗОН»